Сегодня мы открываем рубрику, посвященную бизнес- и executive коучингу (коучингу первых лиц). В ней мы расскажем, как повысить доход через эффективное управление собственников и директоров, ведь кардинальные изменения и рост компании начинаются сверху. Собственник бизнеса, как локомотив, тянет всю команду вперед, а коучинг ускоряет и облегчает процесс достижения цели и бизнес-задач организации.
В силу искаженного понимания, что такое коучинг, в России сложилось недоверие и скептицизм по отношению к этому методу. Непрофессионалы смешали настоящий коучинг с психологией, консультированием и наставничеством. Сейчас их постепенно вытесняют профессионалы: в бизнес-среде дилетантам не удержаться. Опытные и успешные руководители сразу вычисляют таких ребят.
В Центр поддержки предпринимателей приходят представители разных сегментов бизнеса. Но на мой вопрос: «Вы знаете, что такое коучинг?» – обычно отвечают: «Нет. Но мы знаем, что в переводе с английского «coach» означает «тренер». И вследствие такого понимания от коучей ждут, что они начнут чему-то учить и работать как бизнес-тренеры. Нужно ли успешному руководителю бизнес-консультирование? Ответ очевиден. Это искажение и есть барьер для использования коучинга во благо бизнеса. Ведь профессиональный коуч не учит и не дает советы. Поэтому важно понимать разницу между ментором (тренером, наставником), бизнес-консультантом, психологом и бизнес-коучем.
Психолог работает с эмоциональными и душевными переживаниями, с ментальным здоровьем человека. Через вопросы он возвращает в прошлое, чтобы найти первопричины и проработать их для изменения настоящего. Психолог не работает с постановкой и достижением целей, с личной эффективностью и бизнес-задачами. Он дает рекомендации на основании знаний и опыта.
Наставник (ментор) – это более опытный человек, который делится своими знаниями с теми, у кого их недостаточно. Он поддерживает своего подопечного, помогает и мотивирует. Содействует в реальных целях и проектах, а также делится своим жизненным опытом. Может использовать коучинговые инструменты для постановки и реализации цели.
Консультант – это профессиональный эксперт, который предоставляет консультации в рамках своей специальности. Он решает узкие вопросы по конкретным бизнес задачам, когда у руководителя не хватает компетенций. Он создает системное решение вопроса на основе полученных данных и информации.
Коучинг является прикладным методом для повышения эффективности бизнеса. И его не нужно бояться, им надо пользоваться. Для чего? Чтобы организации Краснодарского края на уровне с Москвой могли использовать коучинг в бизнесе, создавать сильные и продуктивные команды, которым можно доверять, чтобы могли показывать результаты, превышающие ожидания. Чтобы собственники бизнеса и топ-менеджеры могли развить и усилить свои лидерские качества, высвободить время и сфокусироваться на стратегических направлениях развития бизнеса.
Эта амбициозная цель – развить коучинг руководителей высшего звена и бизнесменов на Кубани – родилась, когда я проходила очередное повышение квалификации и обучение на executive coach (коучинг политиков и первых лиц компаний) в Москве. Я была потрясена уровнем доверия к коучингу и частотой использования его не только во всех иностранных компаниях, например, Mars, Coca-Cola, Ford, General Motors, но и в таких масштабных компаниях, как «Билайн», «МТС», «Ростелеком» и др. Они обучили своих ключевых директоров и HR-службы коучингу, чтобы помочь сотрудникам усилить мотивацию, эффективней и быстрее решать поставленные задачи, справляться со стрессом, усилить командных дух и не только. Государственные корпорации «Газпром», «Росатом», «Сбер» также активно пользуются услугами коучей. Недавно меня приглашали как executive коуча выступить в Сочи для топ-менеджеров головного офиса «Сбербанка» в связи с их переводом на более высокую должность. Это лишний раз подтверждает, что «Сбер» усиливает своих руководителей с помощью коучинговых методик.
Но более всего меня поразил тот факт, что Правительство Москвы считает коучинг одним из самых передовых методов в отношении управленческих технологий. Это высокий градус доверия. Есть ряд департаментов, где приглашают внешних коучей для руководителей. И те отмечают, что коучинг отлично помогает сфокусировать управленческую деятельность на результате, а не на процессе, поменять стиль управления, внести и разработать интересные предложения при поручениях «сверху», подготовиться к выступлениям на форумах и совещаниях.
Перейдем ближе к делу. Что такое коучинг и чем он полезен бизнесу?
COACH (Co-ACHIEVE) дословно переводится как содостижение или достижение вместе, потому что коучинг – это партнерство и равенство. Изначально коучинг появился в спорте. Именно тренеры-коучи помогали спортсменам становиться чемпионами и достигать супер результатов. Одним из них был американский тренер по теннису Тимоти Галвей, который и ввел понятие коучинга в повседневную
жизнь. Коучей нанимали уже для опытных спортсменов. Они были готовы поднять внутренний ресурс на новый уровень, рваться к победе и становиться чемпионами на годы. Но все это возможно тогда, когда человек открыт новым достижениям, готов над собой работать, когда имеет здоровые амбиции. В компании коучинг работает по такому же принципу.
Обращение к коучу – это вовсе не индикатор слабости, а признак управленческой зрелости. Руководитель осознанно готов работать над собой, развиваться и покорять новые вершины. Успешный бизнесмен нанимает коуча, когда ставит перед собой серьезные цели:
• масштабировать бизнес,
• начать реализацию нового проекта,
• повысить прибыльность бизнеса,
• выйти из операционного управления,
• эффективно делегировать,
• снизить стресс и ощутить прилив энергии.
Если руководителю назначают коуча, значит на него «делают ставку». Это показатель того, что менеджер перспективен и вскоре его ждет повышение. В таких ситуациях коучинг призван помочь:
• развить свои soft skills (лидерские компетенции, умение вдохновлять и направлять людей, создавать сильные команды),
• развить эмоциональный интеллект,
• быстрее адаптироваться на новой должности,
• создать баланс между личной жизнью и работой.
Возможно, вы сейчас подумали о том, как же с помощью вопросов можно достичь таких результатов? У профессионального бизнес-коуча заготовлены не просто вопросы, а целая система – модели и инструменты, по которым эти вопросы задаются. Да и вопросы надо уметь задавать так, чтобы раскрыть весь потенциал и мозговой ресурс для новых свершений, чтобы руководитель взглянул по-новому на ситуацию и принял свежее решение. При этом важно понимать, что коуч не может действовать за вас. Поэтому так важно совершать шаги, которые вы запланировали на коуч-сессии. А вообще, чтобы понять как работает коучинг, нужно просто попробовать.